Меню

Рекламное дело в России

   В X-XI вв. русские купцы использовали различные приемы для продажи своих товаров. Широко использовался труд зазывал, которые, будучи приглашенными за соответствующую плату, находились около лавок и громко извещали об особых качествах товаров и их владельцев. Коробейники, торговавшие пряниками, бубликами, гребнями, косынками, лентами, кружевами и прочим мелким товаром, создали и виртуозно использовали устную потешную рекламу. Именно этот период является стартом в изготовлении наружной рекламы на Руси.

   Большой вклад в ранний период формирования средств рекламного дела внесли лубки – первые русские вывески с картинками. О них упоминают в начале XVII, но уже к тому времени в царских палатах было несколько десятков «потешных» листов. Любил забавляться этими картинками царь Алексей Михайлович. Увлечение это он передал своим детям. Со временем, потешные листы делались все более развернутыми и основательными, дополнялись надписями. В каждом доме - от царских палат до убогих крестьянских изб, имелись лубки. С их помощью широкая аудитория воспринимала воплощенные в броских красочных изображениях разнообразные идеи и информацию. Изготовление рекламы постепенно занимает весомое место в лубочной продукции. Для привлечения внимания грамотных (а значит состоятельных) людей делались крупные надписи –объемные буквы. Позднее, с ростом российского экономического рынка, ее начали с успехом использовать в производство наружной рекламы: некоторые «потешные» листы расхваливали модные иноземные товары.


   В «Ведомостях» Петра I (начало XVIII века) встречаются первые печатные рекламные сообщения, получившие затем развитие в «Санкт-Петербургских ведомостях», изданиях Академии наук. Широкое распространение печатные объявления рекламного характера получают в XIX веке.
В это же время становится популярным размещение рекламы на расположенных во многих городах круглых тумбах. На улицах появляются вывески магазинов, лавок, около них мальчишки вручают прохожим календари и прейскуранты, появляется реклама на транспорте конках и трамваях.
Возникают конторы, бюро, специализирующиеся на изготовление наружной рекламы. Бурно развивается реклама патентованных медицинских препаратов.

   Интересный период в истории рекламы начинается в советское время. Содержание и задачи рекламы претерпели изменение после Октябрьской революции 1917 г. Рекламная деятельность была монополизирована одним из первых декретов советской власти, лишив тем самым предпринимателей возможности использовать рекламные конструкции для расширения своего дела.
Публикация материалов рекламного содержания стала исключительным правом советского правительства, местных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Некоторое развитие в России получает реклама после гражданской войны - создаются рекламные агентства «Реклам транс», «Связь». В рекламных целях широко использовалась реклама на транспорте – в московских трамваях, а также Мосторгреклама размещала рекламные вывески в фойе театров и гостиниц.
Расцвет рекламы произошел во времена НЭПа. В. Маяковский своими меткими стихами к различным проблемам привлекал внимание покупателей на вывески магазинов и торговых предприятий.

   Организовывалось создание специальных рекламных фильмов. К примеру, лишь в 1974 г. было выпущено более 400 рекламных фильмов. Каждый день транслировались радио- и телепрограммы рекламного характера. Ярмарки по продаже рекламного оборудования и материалов, идущих на изготовление рекламы и световые короба, ежегодно организовывались в Москве.

Наиболее важным принципом социалистической рекламы считалась ее идейность, подчиненность задачам и функциям воспитания народа в коммунистическом духе. Изготовление рекламы, изготовление вывесок технологически и технически находились на очень низком уровне.

   Значительные изменения в организации рекламного дела в России произошли с переходом к рыночной экономике. На смену рекламному предприятию пришли новые наименования: рекламное агентство и рекламно производственная компания, разрушилась централизованная служба министерств и ведомств.

Рыночная экономика значительно откорректировала рекламные конструкции и по форме, и по содержанию…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекламное дело в России

счетчики посещений сайта